Новости

30.11.2016

Меньшая версия картины Мане «Завтрак на траве» не копия, а подготовительный этюд

ЛОНДОН. Реставраторы галереи Курто (Courtauld Gallery) в Лондоне считают, что их версия «Завтрака на траве» (Le déjeuner sur l’Herbe) Эдуарда Мане (Édouard Manet) не просто копия картины из парижского музея д’Орсэ (Musée d’Orsay), а её подготовительный этап. Эта новая теория противоречит мнению Джона Хауса (John House), британского эксперта, которое он высказал незадолго до своей смерти в 2012 году. Хаус был уверен в том, что версия Курто является “точной копией, сделанной после того, как оригинал был завершён”, возможно, даже спустя несколько лет. Именно в качестве поздней копии картина из Курто выставлялась на выставке 2013 года в Королевской академии искусств.

Карен Серрес (Karen Serres), куратор отдела живописи галереи Курто, напротив, считает, что их версия — это часть длительного процесса подготовки к написанию осноной картины, а не поздняя переделка. На картине изображены три натурщика: модель Викторина Мёран, которая позировала голой, один из братьев художника (Гюстав или Эжен), и сводный брат Мане, голландский скульптор Фердинанд Лиенхоф (Ferdinand Leenhoff), который показан в шляпе. Парижский салон 1863 года отказался выставлять большую версию «Завтрака на траве», что вызвало крупный скандал.

Версия из галереи Курто, которая имеет размер 90х117 см, была подарена Эдуардом другу, Ипполиту Лежону, семья которого продала картину в 1924 году, спустя четыре года, британскому коллекционеру Самуэлю Курто (Samuel Courtauld) за 10 000 фунтов. Большая версия, которая имеет размер 207х 265 см и закончена в 1863 году, была передана в Лувр в 1906 году, а позднее — в музей д’Орсэ.

Впервые на реставрацию картина из Курто попала в 1890 году, когда художники Эдуард Вюйар (Edouard Vuillard) и Морис Дени (Maurice Denis) удалили старый лак, в 1952 году поверхность картины была повторно очищена от грязи, а в 1976 году полотно заново покрыли лаком. В 2016 году Морин Кросс (Maureen Cross), реставратор Курто, удалила лак и исследовала картину с помощью рентгеновского флуоресцентного сканирования, который помогает идентифицировать пигменты, и при помощи мультиспектральной инфракрасной рефлектограммы, неинвазивного метода, который позволяет заглянуть под все слои краски. Так на холсте был обнаружен первоначальный, отличающийся от итогового, рисунок женщины и фуражки Лиенхофа. Вместе с тем, картина, которая находится в Париже, не имеет пентименто (закрашенных деталей) и отличается более равномерной обработкой краски, что позволяет предположить, что это окончательный вариант.

Источник: gallerix.ru